Вывод продукции на местный рынок - одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются республиканские производители. На прошедшей пресс-конференции, посвященной конкурсу "Национальная торговая марка" РТ, участники признались, что рассчитывают на то, что чаще попадать их продукции на столы татарстанцев поможет не только заветный лейбл "НТМ", но и сеть магазинов шаговой доступности "Свой продукт", запущенной в Татарстане.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Зуфар Исмагилов рассказал также, что в Татарстане нет развитой перерабатывающей отрасли.
"Перерабатывается всего 7–8 тонн молока, остальные 10 тонн мы вынуждены реализовать в сыром виде. Это молоко уходит в Москву, Владимир, Ульяновск и возвращается переработанным к нам же. Но в каком качестве? Это под большим вопросом", – поделился Исмагилов.
Молочное производство, которым занимается Исмагилов, в настоящий момент могло бы перерабатывать 17–18 тонн, однако из-за отсутствия возможности реализовать продукцию, фермер не расширяется. "Очень надеемся, что "Национальная торговая марка" (НТМ) поможет решить эту проблему", – добавил глава фермерского хозяйства.
Напомним, "Национальный торговая марка" намерена объединить местных производителей продуктов питания под единый бренд, от имени которого товары будут продвигаться на российском и международных рынках. Попасть в проект можно только через процедуру добровольной платной сертификации. По словам гендиректора ГУП РТ "НТМ" Илсура Сафиуллина, стоимость добровольной сертификации в настоящий момент обойдется производителю примерно в 10 тыс. рублей. Для небольших хозяйств "НТМ" инициаторы проекта готовы провести сертификацию бесплатно.
В Татарстане заветный лейбл "Национальная торговая марка" получили уже 8 предприятий, заявки еще 12 находятся на рассмотрении.
"Мы понимаем всю ответственность, которую несет знак торговой марки, потому что под вывеской этого бренда выступает несколько производителей. Если кто-то из них подведет, это ляжет бременем на остальных. Поэтому отбор осуществляется очень тщательно", – рассказал Сафиуллин.
Например, молоко должно быть произведено на расстоянии не дальше 100 км от места потребления. Критериями на право получить лейбл выступают также рацион кормления животных и продукт, произведенный из натурального сырья, без каких-либо добавок.
На сегодняшний день линейка отобранных предприятий на право представлять "НТМ" уже сформирована. Лейбл уже получили "Челны-Бройлер", "Татспиртпром", фермерское хозяйство "Рамаевское", "Касымовский" молочный завод, мясокомбинат "Заинский" и другие производители. На стадии сертификации находятся такие компании как "Махеев", Елабужский хлебозавод и казанский пряник, который, по словам Сафиуллина, в будущем сможет стать "удачной альтернативой чак-чаку".
Сейчас "Национальная торговая марка" занимается созданием сети магазинов шаговой доступности "Свой продукт". Они открываются в муниципальных помещениях, которые исполком Казани предоставляет предпринимателям в аренду на льготных условиях в рамках программы поддержки МСБ [см. Льготная аренда: 100 бесплатных помещений для бизнеса в Казани]. Первый магазин торговой сети "Свой продукт" уже открылся Царицыно.
"С нашей стороны не будет никаких затрат, наша главная задача заключается в административной помощи предпринимателям", – подчеркнул гендиректор ГУП "НМТ".
Для развития бренда "НТМ" инициаторы проекта используют также продвижение продукции через магазины крупных продовольственных ритейлеров. Работа, по словам Сафиуллина, уже проведена с "Зельгроссом", "Августиной", "Бахетле". В планах - расширить продвижение через магазины "Пятерочка". Активно с "НМТ", как рассказал Сафиуллин, также сотрудничают "Ашан" и "Магнит", однако из-за отдаленности центров принятия решений, возникают "детальные проблемы".
Мария Андреева