«Свой продукт» Татарстана: от молока до собачьего корма в новой сети
«Национальная торговая марка», призванная продвигать республиканскую продукцию, займется созданием нового предприятия. Желающим войти в сеть, придется пройти особое сертифицирование.
«Мы сделаем рекламу своим знаком»
Первый магазин торговой сети «Свой продукт», запущенной специально для реализации местной продукции, уже открылся в Казани на Ново-Азинской улице. Организатор - ГУП РТ «Новая торговая марка» участвует в программе поддержки малого бизнеса, недавно созданной исполкомом города.
Напомним, в марте власти Казани предложили МСП арендовать муниципальные помещения с льготной оплатой. Помещения сдаются в аренду на 5 лет. В первые два года плата за них взиматься не будет, в течение третьего года предприниматели будут оплачивать 25% от ее стоимости, четвертого - 50% и пятого года - 75%. Размер арендной платы определят по итогам независимой оценки.
«Наша задача заключается в том, чтобы помочь приобрести эти помещения, и под нашей эгидой открыть магазины, чтобы они потом присоединялись к нашей сети, - говорит Ильсур Сафиуллин, генеральный директор ГУП РТ «НТМ». - Также мы предоставляем свой знак (бренд «Свой продукт» - РБК-Татарстан) и помогаем развитию сети через рекламу».
Таким образом предприятие решило бороться с главной проблемой сельхозпроизводителей, которая особенно остро стоит для небольших хозяйств, - невозможностью реализации продукции в крупных сетях. Зуфар Исмагилов, глава крестьянского фермерского хозяйства, например, приводит данные по своему предприятию: перерабатывается всего 7-8 тонн молока, хотя есть возможности для всех 17-18 тонн, которое дает хозяйство.
«А остальные 10 тонн молока вынуждены реализовать в сыром виде трейдерам, - жалуется предприниматель. - Это молоко уходит в Москву, Владимир, Ульяновск и возвращается переработанным к нам же. Но в каком качестве - под большим вопросом? Я могу перерабатывать 17-18 тонн, но реализовать не могу. В сети не пускают, а маленькие магазины берут мало. В город приезжаем - нас штрафуют. Очень большая надежда на эту «Национальную торговую марку». Очень надеюсь, что вместе с ними сможем реализовывать нашу продукцию».
На витрины - под татарстанским лейблом
Всем производителям, желающим реализовать продукцию через новую сеть, придется пройти добровольную сертификацию, чтобы получить лейбл «Национальной торговой марки». Основным условием для нее будет соответствие «повышенным, по сравнению с официально принятыми, требованиям по качеству».
«Основное требования, например, для молока - оно должно быть произведено не дальше 100 километров от места его потребления, - говорит Сафиуллин. - Чтобы, начиная от рациона кормления животных, производители добивались качественного сырого молока и потом, сертифицируя технологический процесс, добивались, чтобы там было наименьшее участие посторонних факторов. Это должно быть сделано из сырого молока без всяких добавок - растительных, животных жиров, пальмового масла».
Еще одним немаловажным требованием остается преобладание доли отечественных ингредиентов, комплектующих и работ в общей себестоимости продукта. Стоимость добровольной сертификации, по словам представителя ГУП, не превысит для производителей 10 тыс. рублей, необходимых для лабораторных анализов. Для совсем небольших хозяйств «НТМ» готово пойти навстречу, проведя сертификацию бесплатно. Сафиуллин признал, что многие из них, узнав о требованиях, часто забирают заявки.
Сегодня заветный лейбл получили продукты 8 предприятий, среди которых «Челны-Бройлер», «Татспиртпром», фермерское хозяйство «Рамаевское», молочный завод «Касымовский» и другие. На рассмотрении заявки еще от 12, в числе которых и майонез «Махеев». По словам спикера, заинтересованными в прохождении сертификации оказались и производители, работающие за пределами региона. Вместе с наклейкой на продукцию предприниматели получают помощь в реализации продукции и организационных вопросах.
«Мы работаем также по продвижению их в магазинах шаговой доступности, - говорит Сафиуллин. - Мы постоянно находимся в контакте с ритейлерами. Ведем с ним переговоры, чтобы запускать под брендом нашу продукцию. Такая работа через созданный нами кооператив уже сделана с «Зельгроссом», «Бахетле», «Августиной». Наши кооперативы туда поставляют товары. Работаем в этом направлении с «Пятерочкой». Есть трудности работы с «Ашаном» и «Магнитом», потому что центры принятия решений у них находятся вне республики. Но они готовы работать. Хотя одна проблема возникает, которую мы должны с помощью государства решить. Например, «Ашан» готов приобретать продукцию овощеводов. Но для того, чтобы обеспечивать его объемы, нам необходимо сконцентрировать на определенных складах тот объем, который им нужен. Они не могут договора заключать с каждым фермером и хозяйством. Нам надо объединять товарные группы и работать с ними».
Кстати, в категорию товаров для сети «Свой продукт» могут попасть не только продукты. В хозяйстве «Рамаевское» решили делать собачий корм из утиных субпродуктов, запустив производство по полному циклу. Над рецептурой работали специалисты из КНИТУ, чтобы продукт не уступал зарубежным аналогам. Представлен он будет 30 апреля на фестивале «Национальной торговой марки» в Альметьевске.
Хотя главной функцией лейбла «Национальной торговой марки» директор ГУП «НТМ» называет маркетинг, правда, пока еще не работающий.
«Еще пока время появления знака не очень большое, - говорит спикер. - И поэтому такой статистики (по эффективности продвижения - РБК-Татарстан) пока нет. Но если такие производители, как «Челны-Бройлер», «Татспиртпром», майонез «Махеев» решили у себя поставить лейбл, я считаю, что они понимают, что продвижение возможно и будет хорошим».
Подробнее на РБК:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/08/04/2016/5707bf229a79472c03a1bda3